Профилактика травматизма и мероприятия по его предупреждению в Республике Беларусь

Источник фото: Pixabay.comДетский дорожно-транспортный травматизм, как это показывает статистика, имеет, к сожалению, тенденцию к увеличению, а не к снижению, что связано с увеличением числа дорожно-транспортных происшествий. Не последнюю роль здесь играет весьма низкий уровень обучения детей правилам дорожной безопасности, вызванный отсутствием до настоящего времени стабильных учебников и учебных пособий, методических материалов для воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей школ, многие из которых имеют слабую специальную подготовку по предмету или не имеют ее вообще. Еще в большей мере сказанное относится ко многим родителям, хотя первичные навыки безопасного поведения ребенка на улице должны сознательно прививаться семьей. Детский сад, школа могут помочь - дать знания, но основная нагрузка ложится именно на родителей.

Только они могут научить ребенка безопасно вести себя на дороге, правильно подготовить к движению на улице наших самых маленьких пешеходов, которых сразу же по выходу из дома подстерегают серьезные трудности и опасности. Но было бы несправедливо возлагать всю вину на сложившееся положение на дорогах и улицах страны только на детские сады, школы, родителей. Причиной дорожно-транспортных происшествий являются и сами дети, которые знают о правилах дорожной безопасности, но не спешат их выполнять. По-видимому, родителям следует знать, что мальчики в пять раз чаще являются причиной дорожно-транспортных происшествий, чем девочки, и сделать из этого определенные выводы. Конечно, определенную роль играют здесь свойственные мальчикам в детском возрасте повышенные эмоциональность и подвижность, а также, то обстоятельство, что они больше времени, чем девочки, проводят на улице. Но именно эти возрастные особенности детей требуют надлежащего надзора за ними со стороны родителей, который –  нередко отсутствует. Для того, чтобы обучение детей основам безопасности движения в семье было эффективным, необходимо соблюдения следующих принципов: систематичности, последовательности, наглядности. Формы проведения обучения могут быть самыми различными и выбираются в зависимости от сложности изучаемой темы, возрастных особенностей ребенка. В целом методика работы с ребенком должна включать не только формы, но и комплекс психолого-педагогических методов и приемов, основная цель которых состоит в том, чтобы превратить знания Правил дорожного движения в убеждения и на этой основе сформировать устойчивые навыки безопасного поведения ребенка в дорожном движении.

Дорожно-транспортный травматизм детей в значительной мере обусловлен такими особенностями их психофизиологического развития, как:

  1. незрелость;
  2. неспособность правильно оценивать обстановку;
  3. быстрое образование условных рефлексов и быстрое их исчезновение;
  4. потребность в движении, которая преобладает над осторожностью;
  5. стремление подражать взрослым;
  6. переоценка своих возможностей;
  7. специфичность реакции на приближающийся автомобиль и др.

Почти 2/3 и общего числа пострадавших на дороге детей попадает под машину из-за отсутствия главного транспортного навыка: предвидение скрытой опасности. Устранить эту причину, равно как и другие, перечисленные выше, ограничиваясь только беседами с детьми, словесными наставлениями, невозможно. При движении на дороге, как и при любом движении, действуют не столько знания, сколько привычки, стереотипы. Выработать их можно только в реальных условиях улицы. Вот почему каждый выход с родителями ребенка на улицу должен способствовать формированию у него навыков наблюдения, самоконтроля, ориентирования в дорожно-транспортной ситуации, формированию навыка безопасного поведения на улицах и дорогах, являющегося основой выполнения Правил дорожного движения.

Дети должны знать и соблюдать следующие правила, когда переходят дорогу:

  • остановиться на обочине;
  • посмотреть в обе стороны;
  • перед тем как переходить дорогу, убедиться, что машин или других транспортных средств на дороге нет;
  • переходя дорогу, держаться за руку взрослого или ребенка старшего возраста;
  • идти, но ни в коем случае не бежать;
  • переходить дорогу только в установленных местах на зеленый сигнал светофора;
  • на дорогу надо выходить спокойно, сосредоточенно, уверенно и так, чтобы водитель видел тебя;
  • переходить дорогу надо по перпендикуляру к оси, а не по диагонали;
  • если транспортный поток застал на середине дороги, следует остановиться и не паниковать;  маленького ребенка переводить через дорогу надо только за руку;
  • надо научить ребенка не поддаваться "стадному" чувству при переходе улицы группой;
  • детям нельзя играть близи проезжей части особенно с мячом;
  • в темное время суток необходимо ребёнка обозначить световозвращающими элементами.

Во избежание несчастных случаев детей нужно учить ходить по тротуарам лицом к автомобильному движению. Старших детей необходимо научить присматривать за младшими. При перевозке ребенка в автомобиле, необходимо использовать специальное кресло и ремни безопасности, ребенка надо посадить сзади и справа. Несчастные случаи при езде на велосипеде являются распространенной причиной травматизма среди детей старшего возраста. Таких случаев можно избежать, если родственники и родители будут учить ребенка безопасному поведению при езде на велосипеде.

Чтобы не стать участником ДТП водителю и пешеходу необходимо не забывать об элементарных требованиях Правил дорожного движения. Превышение скорости, нарушение правил обгона, управление в нетрезвом состоянии, переход проезжей части дороги в неустановленном для этого месте, не обозначение пешехода в темное время суток световозращающими элементами – вот основные причины ДТП.

Учитывая осложнение погодных условий, Госавтоинспекция просит всех участников дорожного движения принять необходимые меры безопасности: пешеходам – не выходить внезапно на дорогу, а во время ее перехода учитывать состояние дорожного покрытия и расстояние до приближающего транспорта. Водителям следует выбирать безопасную скорость и дистанцию движения, не прибегать к резкому торможению и рискованным движениям.

Листовка "Профилактика травматизма"

Профилактика травматизма и мероприятия по его предупреждению в Республике Беларусь


Печать