Одаренный ребенок: кто он?

Источник фото: Pixabay.comПод термином «одаренность» понимается высокий уровень развития способностей, значительно отличающийся от среднего. Одаренный ребенок обычно выделяется яркими достижениями в том или ином виде деятельности, творчества.

Одаренных детей отличают повышенная познавательная деятельность, а также готовность по собственной инициативе выходить за пределы требований взрослых. Ребенок может часами заниматься любимым делом и не испытывать усталости. Его отличают поразительное упорство и трудолюбие. Но в то же время это может оборачиваться безразличием к тому, что неинтересно. Эти дети отдают предпочтение противоречивой и неопределенной информации, не принимают стандартных, типичных заданий и готовых ответов.

Признаки одаренности связаны с высоким уровнем выполнения деятельности. Такой ребенок стремится завершить начатое дело. Причем он не просто создает, а создает новое, меняет привычное. Он часто чрезмерно критичен к результатам своего труда, стремится к совершенству. Одаренные дети опережают других в количестве и силе восприятия окружающих событий и явлений: они больше улавливают и понимают. Они больше видят, слышат и чувствуют, чем другие в тех же условиях, могут следить одновременно за несколькими событиями. Они редко попадают впросак. Из поля их восприятия не выпадают интонации, жесты, позы и модели поведения окружающих людей. Одаренного ребенка нередко сравнивают с губкой, впитывающей самую разнообразную информацию.

Психологические особенности одаренного ребенка:

  • Часто «перескакивает» через последовательные этапы своего развития.
  • Отличная память, которая базируется на ранней речи и абстрактном мышлении.
  • Рано начинает классифицировать поступающую информацию и собственный опыт, с удовольствием отдается коллекционированию.
  • Большой словарный запас, с удовольствием читает словари и энциклопедии.
  • Способен заниматься несколькими делами сразу.
  • Очень любопытен, активно исследует окружающий мир и не терпит ограничений своих исследований.
  • В раннем возрасте способен прослеживать причинно-следственные связи.
  • Легко справляется с познавательной неопределенностью, с удовольствием воспринимает сложные долгосрочные задания.
  • Способен длительное время концентрировать внимание на одном деле, погружается в свое занятие, если оно ему интересно.
  • Присуще ярко развитое чувство справедливости, одинаково сильно реагирует на далекие проблемы, увиденные по телевизору, и на испытанную лично несправедливость со стороны окружающих.
  • Хорошо развито чувство юмора.
  • Чрезвычайно восприимчив к неречевым проявлениям чувств и эмоций окружающих.
  • Иногда испытывает трудности с двигательной координацией.
  • Одаренные дети часто раздражают сверстников и окружающих привычкой поправлять других и всегда считать себя правыми.
  • В виде защитной реакции на непонимание сверстниками одаренные дети часто используют издевку, высмеивание и подтрунивание даже над родителями и учителями.
  • Одаренным детям часто не хватает эмоционального баланса, в раннем возрасте они нетерпеливы и порывисты.
  • Если одаренный ребенок не имеет друзей среди сверстников, он начинает дружить со взрослыми детьми.

Печать